С января этого года в жизнь моих подопечных вошла новая для всех нас история. История, на первый взгляд, простого общения между двумя поколениями: ветеранов, детей времён ВОВ, и детей, которые по своему возрасту относятся к 4-му послевоенному поколению Великой Отечественной войны. Но в диалоге между этими двумя поколениями не всё оказалось так просто…
Не просто оказалось нашим активным и беспокойным детям понять тот размеренный, почтенный возраст, с их манерами, тактом и рассказами о послевоенном детстве, о мирной юности, с её целями, стремлениями, проблемами… И оказалось, жизненные ценности, творческие предпочтения, вкусы, представления детей и ветеранов находятся на абсолютно разных планетах. Стало очевидным, что придётся быстро, без долгих раздумий, организовать соприкосновения этих двух планет, расстояние между которыми более полувека… Представила себя военным стратегом (про себя улыбнулась даже), чем музыкант не стратег? В голове тут же возникла картинка обычного моста, а за ней следом и план действий. Оказалось, что создание мостика - это и есть та задача, с которой придется справиться в кратчайшие сроки. Для этого у нас есть отличный инструмент для строительства – музыка! Человек в любом возрасте любит петь, это самое удобное и приятное выражение своих переживаний! Песней можно ответить, песней можно спросить, песня может заставить молчать, смеяться и плакать. Песня может заразить ритмом, словами, мелодией, желанием спеть её самому, на свой лад, в своём настроении.
Найти общую песню между поколениями оказалось делом одновременно сложным и простым. Как это? - спросите вы. Для меня и самой не всё понятно, до сих пор ищу ответы на многие вопросы. Загадка в том, что излюбленные жанры нынешней детей молодежи далеки от тех, что пели наши родители и деды, да и мы сами. Но вот военная, патриотическая тема – одна из самых излюбленных тем людей любого возраста. Никогда еще мне не приходилось уговаривать ребёнка разучить и исполнить песню о войне, боевых воспоминаниях и пр. Сложнее было рассказать и объяснить исторические события, их взаимосвязи, приходилось искать в первоисточниках сами истории, заложенные в основу военной песни. К примеру, так случилось с разучиванием песни «На безымянной высоте», написанной величайшими людьми советского периода, Вениамином Блантером и Михаилом Матусовским - фронтовиками, прочувствовавшими войну по обе её стороны. Далее следовал долгий поиск подбора формы исполнения этой песни. Но это уже была совместная работа и, самое главное и важное в нашем общем деле, - зарождался настоящий Диалог между детьми и ветеранами. Мы предлагали, пробовали, учили параллельно текст песни, слушали руководителя хора ветеранов, Владимира Николаевича, какие голоса поют ту или иную взрослую партию. Возникал, порой, даже аргументированный спор между всеми участниками предстоящего исполнения этой песни. Одним словом, работа Диалога кипела.
Надо отдать должное и детям, и ветеранам. Поскольку встреч для творческого общения и работы запланировано в проекте не так много – два раза в месяц, мы успевали многое! И поработать над выбранным репертуаром, и рассказать о том, что сегодня было на школьной перемене, признаться, что забыли второй куплет, пока ехали в трамвае, промаршировать по широким коридорам управления образования под аккомпанемент аккордеона и даже спеть свою любимую песню «Мама, буду добрым я, а не злым…» Непривычным для детей стало исполнение песен под аккордеон, которым мастерски владеет руководитель хора ветеранов. В перерывах между разучиванием куплетов и партий, младшие мальчишки с присущим детским любопытством бегали пальчиками по клавишам старого аккордеона, внимательно слушали рассказ аккордеониста об устройстве этого музыкального инструмента (что такое меха, клавиатура, аккорд, ремни). Старшим девочкам было в новинку петь в составе большого хора, где поддерживающей вокальной партией выступают взрослые женщины (альты, сопрано) и замечательный низкий бас солиста хора ветеранов – Виталия Яковлевича. Ценность такого взаимодействия неоспорима. Это, прежде всего, воспитание воли у детей. Не все дети могут долго заниматься одним видом деятельности, доводить начатое до конца, видеть и оценивать свои результаты: обсуждать, что получилось, а что не очень… Это - укрепление детской самооценки, развитие уверенности в себе. Есть у нас девочка с хорошим ярким голосом, но застенчивая. Из-за малейшей неудачи в совместном исполнении она часто принимает позицию отказа. Сейчас, после занятий и мастер-классов, совместных концертов, стала уверенней, открыта для разговора, не замыкается надолго в себе, легко и быстро справляется с ошибками и промахами в пении. И всё это благодаря сильной поддержке и теплой заботе ветеранов в отношении всех детей.
Смотреть на взаимодействие таких разных поколений, являясь при этом представителем промежуточного поколения, принимать личное участие в работе смешанного хора (к моей радости – пригодилась подготовка хормейстера смешанных хоров) – это особый технический труд и награда. Даже историкам соединить несколько эпох воедино, вживую не всегда удаётся. А тут – вот они, как на ладони: и стар, и мал. И все поют.
Накануне мы поздравляли Виталия Яковлевича с 25-летием творческой деятельности. 25 лет он посвятил работе в хоре. Наш юный участник, Матвей, спросил: «А это очень долго?». Ответ был таков: «Ты за это время дважды школу успеешь закончить с 1 по 10 класс и еще институт» Пришлось высчитывать самому;) Справился! Почти. С институтом запутался…

Евгения Аристова, куратор музыкального направления проекта «Диалог поколений»

Источник https://vk.com/@centr_nashi_deti_35-dialog-kak-prodolzhenie-pesni